Иван Затока и куклы Владимира Захарова. Сказка, застывшая в дереве



Я видел многое, поэтому меня сложно удивить. Тем более, если речь идёт о куклах. В детстве я имел дело с ними, но эти отношения ничем интересным не заканчивались. Помню, как в детский садик привозили показывать марионеток, которые прыгали под странную музыку и обязывали меня выказывать своё восхищение. Но они мне не нравились. Даже тогда я мог понять, где сказка, а где дешёвое шоу.

И только спустя 20 лет я увидел настоящую сказку, которая поразила меня больше, чем, наверное, сделала бы это в детстве. Сказка ведь призвана восхищать, удивлять и сеять зёрна размышлений. Так и случилось после того, как я побывал на спектаклях Ивана Затоки, который открыл небольшой кукольный театр на территории «Этномира», что в Калужской области. Ну, подумаешь, ещё один кукольный театр. Всё обстояло бы именно так, если бы Иван использовал в своей работе привычные большинству куклы. Однако он ставит спектакли с очень необычными, но, на мой взгляд, самыми лучшими куклами — куклами Владимира Захарова.

Владимир Захаров живёт в Томске и вот уже на протяжении 20 лет создаёт уникальных кукол для своего собственного театра. Их уникальность видна невооружённым взглядом, хотя передать это словами довольно сложно. Наверное, словосочетание «маленький человек» будет к месту. Движение глаз, головы, ног, рук и пальцев не просто напоминают наши, человеческие, но полностью копируют их. Ты перестаёшь осознавать, что за куклой стоит живой человек, и вот уже начинаешь задавать ей вопросы, вести с ней беседы за жизнь. Тем не менее кукловод здесь не просто тень где-то за кадром. Он принимает непосредственное участие в сюжетной линии спектакля, вступает в прямой контакт с куклой, иногда даже дискутирует со своим подопечным. Смотрится всё это на одном дыхании, а искусности человека, управляющего довольно сложным механизмом куклы, поражаешься с первых минут спектакля.

Иван — ученик Владимира Захарова, который учился у последнего не только постановкам спектаклей и самой концепции работы с его куклами, но и их изготовлению. Спектакли с участием Ивана и его кукол — мальчика Пети и Льва — с неподдельным интересом посещают не только дети, но и взрослые. Зал, как правило, заполняется под завязку. Несмотря на то, что основной род деятельности Ивана — это работа гидом в Этномире, его график всё больше смещается в сторону спектаклей, в том числе вследствие роста их популярности.
Приехав однажды отдохнуть в «Этномир» из родного Екатеринбурга, он остался здесь работать, а спустя недолгое время увидел Захарова, его кукол и понял, что должно стать главным делом в его жизни. Хотя учился себе человек на учителя биологии и, наверное, строил совершенно иные планы. Я думаю, что его история станет настоящим вдохновением для тех, кто стоит на перепутье и не знает, куда ему идти дальше. Да, мы не знаем, куда жизнь приведёт нас завтра. Зато знаем, что в ней всегда есть место сказкам.

За чашкой молочного улуна мы познакомились с Иваном, Петей, Львом, а после даже заглянули к ним на спектакль.

О знакомстве с наставником и его куклами

Если я не ошибаюсь, в 2009 году в «Этномире» проходил музыкальный фестиваль «Мамакабо», на который приехал Владимир Захаров. Знакомство с его куклами началось примерно так же, как сейчас это происходит у вас. Захаров давал интервью газете Speed Info, хотя и не очень хотел этого делать, в его руках была кукла Алиса, которая в какой-то момент пригладила волосы, повернула голову, подняла глаза и сказала: «Привет!». Я был в шоке, потому что мне показалось, что это маленький человечек, который живёт своей жизнью. У него поворачиваются глаза, открывается рот, каждый палец в фалангах сгибается. Меня поразило, насколько кукла живая и артистичная, насколько точно она передаёт всю мимику и характер своего героя. Поразило настолько, что я загорелся всем этим.

Я сразу же стал задавать Захарову множество вопросов. Как вы придумали своих кукол? Почему вы работаете не в Европе, а в Томске? До «Мамакабо» я ничего о нём не слышал, хотя куклы Захарова считаются одними из самых «живых» в мире. Почти на всех международных фестивалях, на которые он ездил, его куклы брали первые места и гран-при как раз за свою живость. Захаров придумал технологию создания куклы 20 лет назад, со временем усовершенствовав её.



Об уникальности кукол

Самое главное — это принцип крепления куклы на запястье, что позволяет управлять ею одной рукой, вторая же задействована для управления её руками и пальцами. До Захарова достигать такой живости куклы не удавалось: кукла на гапите — там задействовано две руки только для управления головой, марионетки как будто висят в воздухе, что выглядит неестественно, о перчаточных я вообще молчу. Здесь же технология использования разных рычагов позволяет вращать головой и наклонять её, закрывать и поворачивать глаза, открывать рот, делать мелкие движения пальцами. В каждой фаланге просверлены отверстия диаметром примерно 0,5 мм, через которые проходят лески по 0,3-0,4 мм. Ещё один важный момент: если внимательно посмотреть на лицо куклы, то можно заметить, что оно ассиметрично. Левая часть лица печальная, а на правой даже уголки рта приподняты. За счёт этого можно выстраивать разные эмоции по ходу спектакля.



О создании своих кукол

Свою первую куклу, Петю, у Владимира Захарова я купил. Насколько мне известно, это чуть ли не последняя кукла, которую он делал за деньги. Сейчас он отказался от этого, потому что, наверное, взял идею из «Маленького принца»: для того, чтобы что-то узнать, надо это приручить. Поэтому своим ученикам Захаров куклы практически не делает, считая, что куклу необходимо сделать самому для того, чтобы понять всю механику. Конечно, ему также важно передать свои знания. Петю я купил, а вот Льва сделал уже самостоятельно. Когда у меня возникла идея сделать спектакль со львом, я написал Захарову и спросил, может ли он сделать мне вторую куклу. Он честно ответил мне: «А ты можешь? Приезжай — научу». Обучение у него бесплатное, жил я прямо в его доме. Там же, кстати, посмотрел, как устроен театр Захарова, поучился постановке спектакля, так как опыта в этом у меня совсем не было —по образованию я учитель биологии. Надо Львом я работал 24 дня с 9 утра и до 6 вечера. У Захарова, конечно, на одну куклу уходит гораздо меньше времени, потому что он профессиональный резчик. Сейчас у меня есть идея сделать новую куклу — чайного человечка Бэнси. Жду, когда привезут сибирский кедр. Это дерево сочетает в себе прочность, мягкость, податливость и отсутствие волокнистости. К тому же результат получается очень фактурным. Пальцы куклы делаются из плотного материала, как правило, это бук, вишня, яблони, другие плодовые деревья.

Изготовление куклы начинается с придумывания спектакля и образа куклы под него. Далее кукла лепится сначала из пластилина, чтобы в любой момент можно было исправить, например, скулы, высоту бровей. Затем уже берётся брусок дерева и вырезается окончательный вариант куклы, начиная с головы. Одежда шьётся в зависимости от персонажа, его характера. Со Львом была вообще отдельная песня. Я купил игрушку львёнка в детском магазине, выпотрошил её, что было для меня довольно жутко, и сшил из этой игрушки шкуру для своей куклы.

Когда человек в первый раз надевает куклу, она, как правило, задирает голову, рот не двигается, глаза закрыты, все движения неестественные и резкие. Так же, как с машиной: когда только начинаешь учиться водить, она постоянно глохнет, дёргается с места, но потом ты больше и больше привыкаешь к управлению. Важны ежедневные тренировки.



О спектаклях

Сейчас у меня поставлены три спектакля — «Про Льва», разумеется, со Львом в главной роли, а также «Щедрое дерево» и «Маленький принц», в которых играет Петя. Самый идеальный вариант выбора сказки для спектакля — это написать её самому, чего я пока что не сделал. Пришлось довольно долго помучиться с выбором, так как когда Петя у меня уже был куплен, сказка под него ещё не была выбрана. И однажды мне в руки попалась книжка Шелдона Силверстайна «Щедрое дерево», причём на мьянманском языке. Потом я нашёл её уже в белорусском магазине на русском языке и, прочитав, понял, что это то, что нам нужно. После этого я решил посмотреть, что ещё есть у этого автора, и обнаружил сказку про льва. В оригинале она называется «Лафкадио или Лев, который отстреливался». Детская добрая сказка! Это одна из первых сказок Силверстайна, при этом она очень автобиографична.

Конечно, все сказки приходится адаптировать под ту проблему, что на сцене нас всего двое — я и кукла. Поэтому они выбираются по принципу «не более двух персонажей». Либо три, но один из них при этом статичен. То, что мы сейчас с вами делаем — не совсем правильно, конечно. Куклу вблизи надо смотреть уже после спектакля, потому что тогда она воспринимается совсем по-другому. Она привязывается к конкретному образу. Вообще, до знакомства с творчеством Владимира Захарова я воспринимал всех кукол, как и большинство взрослых: ну, что-то такое смешное перчаточное. Заняться всем этим я решил только из-за обаяния самого Захарова и невероятной живости его кукол. До этого куклы меня совершенно не интересовали.




БЛИЦ

Самое счастливое событие в моей жизни: Рождение дочери.

Что мне нравится в себе: Ответственность.

Что мне в себе не нравится: Лень.

Место, где я чувствую себя лучше всего: Деревня Загрязье.

Страна, в которой я не был, но хотел бы побывать: Италия.

Чай или цикорий? Ну конечно чай!

Интервью: Виталий Комаров. Фотографии: Настя Дрожжина

Comments