Who-Is-She : фотограф Яна Фельдман

Яна с дочерью

В начале толика отсебятины. Как-то раз нам в руки попала книжка Тома Питерса, который призывал каждое свое дело превратить в проект. Причем не просто в какой-нибудь там замшелый, а в самый настоящий ВАУ-проект (орфография автора сохранена). Оставляя лишнюю патетику за скобками, можно сказать, что г-н Питерс учит мыслить на отдельными задачами, а проектами.

К чему мы всё это ведём: девушка, про которую мы вам расскажем сегодня поступает именно так. Она задумывает проекты и доводит их до конца. Яна Фельдман — фотограф, воплотившая в жизнь прекрасный арт-проект «Многоликое детство». Вот как описывает его сама Яна: «Задачей моего проекта не является просто снять портреты детей разных национальностей. Я ищу семьи, где действительно сохраняются семейные и национальные традиции или обычаи». На наш взгляд именно для России подобная инициатива является очень актуальной. Многие работы фото-проекта «Многоликое детство» получили признание на международных выставках, в их числе выставки в Берлине, Киеве, Маршано (Италия), Копенгагене.

Мы поговорили с Яной об организации собственных выставок, способах продвижения в печатных изданиях и в Интернете, а также самом понятии «арт-проект».

— Что, по Вашему мнению, отличает фотографию от прочих изобразительных видов искусства и в чем причина ее бешено растущей популярности среди всего населения планеты?
— Знаете, мне кажется, что растущая популярность фотографии обусловлена в первую очередь ее доступностью по сравнению с другими видами изобразительных искусств. Ведь чтобы научиться красиво рисовать или придумывать дизайн одежды — нужно иметь воображение, собственный развитый вкус, и хотя бы минимальные навыки / знания в этом направлении. Дополнительной преградой еще является то, что результат твоего творческого труда достаточно сложно будет представить широкой публике, не говоря уже о собственной выставке или показе. Как говорится — «входной барьер» очень высок.
В отношении фотографии все намного проще. Сейчас активно бытует и культивируется мнение, что раз ты купил более-менее приличную фотокамеру, то ты уже любитель; научился пользоваться настройками этой камеры — продвинутый любитель; а если твои фотографии, выложенные на один из многих сотен фотографических сервисов в интернете (или в социальные сети) привлекли заметное количество «лайков», то ты уже чуть ли не профессионал в этом деле.
— Как Вы понимаете сочетание слов «арт-проект», и чем процесс его создания отличается от обычной фотосъемки, будь то портретная, пейзажная или какая-либо другая?
— Для меня существует два вида арт-проектов. Первый, назовем его «художественно-режиссерский», когда я изображаю какую-то придуманную историю, сюжет, образ. А второй — «документальный» или «жанровый», когда я выбираю тему которая мне интересна и снимаю её, как она есть.

Арт-проект для меня — это нечто большее, чем обычная съемка, скажем на заказ. Это то, что мне действительно интересно, мое я, то, что мне хочется сказать по средствам фотографии. К такой съемке я подхожу наиболее тщательно. Бывает, что идея вынашивается месяцами, а иногда и годами. Потом, когда идея сформировалась, начинается подбор всех, так сказать, составляющих. Как будто собираешь эдакий пазл, состоящий из места, реквизита, костюма, модели, образа, времени года и времени суток, да много чего еще. И в конце рождается картинка. Это большое счастье, когда результат получается такой, как был у тебя в голове! А бывает, что и еще интересней.

— Расскажите о своих главных проектах — тех, которые, на Ваш взгляд, максимально точно определяют Ваше творчество и Вас саму.
— Наверно, на данный момент, самым масштабным «документальным» проектом для меня остается «Многоликое детство», который стал моей первой персональной выставкой. Над ним была проделана большая работа. Я работала с незнакомыми людьми, детьми разных национальностей. Показывала их жизнь внутри семьи, их устои и традиции, передающиеся из поколений. И все это — в рамках одного города.

Могу еще назвать несколько моих любимых арт-проектов, которые, на мой взгляд, наиболее характеризуют мое творчество, в которых есть определённая близкая мне атмосфера. Это «Поздняя осень», «Бездыханная легкость моя», «FISHечка», «Последние краски осени». Да, осенью на меня находит какое-то особенное вдохновение.
Яна Фельдман : Многоликое детство
Яна Фельдман : Многоликое детство
Яна Фельдман : Многоликое детство
Яна Фельдман : Многоликое детство
Яна Фельдман : Многоликое детство
Яна Фельдман : Многоликое детство
Яна Фельдман : Многоликое детство
— С какими фото-изданиями вы успели посотрудничать? Вообще, как Вы считаете, где фотографу с профессиональными амбициями лучше продвигать свое творчество — в Интернете или через печатные публикации?
— Если говорить именно о фото-изданиях, то это журнал Photographer с Украины, а так же я сотрудничала со свадебными журналами, журналами о детях и материнстве, а также с петербургским журналом о моде Dress Code Magazine.

Интернет в наше время — неотъемлемая часть жизни, и безусловно он помогает людям, особенно творческих профессий, показать себя и свое творчество. Что касается печатаных изданий, мне было бы интересно сотрудничать с теми, чей взгляд на красоту, стиль и вкус совпадают с моим. В данный момент мне очень нравится журнал Veter Magazine, правда он пока интернет-издание, но это тот журнал, который бы я с удовольствием покупала каждый месяц и читала. Желаю им стать печатным изданием. К сожалению, с ним пока мне не удалось посотрудничать, но надеюсь, все впереди.

А в плане продвижения — если твое творчество действительно хорошее и интересно людям, то нет особой разницы, где и как тебя заменят. Главное, чтобы это была стоящая похвала, а не пустые «лайки».

— Организация собственных выставок — непростое дело. Вы самостоятельно занимались их подготовкой или же у вас была команда помощников? Вообще, к чему нужно быть готовым фотографу, который решил выставить свои работы оффлайн? Имеются в виду все аспекты: финансовые, временные и прочие.
— Для начала я бы определила, какую цель преследует фотограф, организуя выставку. Если выставка коммерческая и конечной целью является демонстрация собственных работ с целью привлечения будущих потенциальных клиентов, то такую выставку следует рассматривать как маркетинговый ход и соответствующие затраты на маркетинг и PR, которые в дальнейшем планируется окупить. Если же цель выставки — это продемонстрировать какую-либо красоту или проблему общества, привлечь широкое внимание к насущному вопросу, то здесь фотограф может рассчитывать на определенную помощь как со стороны творческого пространства/галереи, в котором планируется провести выставку, так и на поддержку СМИ и порой — гос. структур. Но в большинстве случаев такая поддержка не предполагает финансового аспекта, а заключается в основном в предоставлении помещения под выставку, а также анонсирование этой самой выставки. Так что заранее хочу рассеять иллюзии наших читателей: если вы не являетесь фотографом с мировым именем, или за вами не стоит какая-то именитая галерея, которая вас «продвигает» или же у вас нет знакомых миллионеров, влюбленных в ваше творчество, то будьте готовы к тому, чтобы нести все бремя организаторских и финансовых расходов самостоятельно.

Из собственного опыта проведения 2-х персональных выставок (в Санкт-Петербурге и Минске) могу поделиться следующими советами:
  • Постарайтесь найти команду друзей/единомышленников/родственников, которые будут вам помогать в организации выставки. Поверьте, готовить фотографии к печати, выбирать рамы для оформления, отвозить работы из одного конца города в другой (а порой и в другой город), а затем еще и лазить на стремянке под потолок, развешивая их — довольно утомительно, если вы планируете этим заняться в одиночку.
  • Галерея или творческое пространство, где будут вывешены ваши работы, должны быть сами заинтересованы в проведении выставки и привлечения интереса к ней. Только в этом случае они вам окажут всю возможною помощь в ее проведении и распространении информации о ней в СМИ.
  • Будьте готовы провести много предварительных встреч, переписок и переговоров перед тем, как вам скажут «да». И поверьте — грамотная русская или английская речь в переписке и общении очень располагает к тебе собеседника. Также хорошее впечатление производит четкое и структурирование описание идеи выставки, концепции, плана развески работ, макета анонсов и т.д. — другими словами всей той подготовительной работы, которую необходимо будет продумать и провести перед самой выставкой. Как вы предполагаете, кто ее будет проводить.
Напоследок все же хочу отметить, что организация и проведение выставки собственными силами — это вполне реально. Главное, не бояться, а делать! И не пасовать перед трудностями.
— Творческим людям из Петербурга мы всегда задаем один и тот же вопрос : влияет ли каким-то образом атмосфера и ритм города на то, что Вы делаете?
Мне сложно сказать, так как я никогда не жила долго и не работала где-то еще. Хотя это был бы интересный опыт! Петербург — очень атмосферный, творческий город. Но для меня в нем есть один минус — это погода. К сожалению, времени, когда можно снимать на улице, да и в помещении с естественным светом не так уж много, а я это больше всего люблю!

— Поделитесь своими планами на 2014 год. Может быть, стоить ожидать новых фото-проектов и выставок?
— Конечно, есть много задумок и идей, надеюсь, что получиться воплотить их в жизнь! Тем более, что у меня подрастает дочка, а она вдохновляет как никто.
Но я пока предпочту не оглашать их. Единственное, о чем хотела бы обмолвиться — так это подготовка к проведению моей выставки «Многоликое детство» в одной из восточноевропейских стран, к которой я сейчас готовлюсь.

— Постарайтесь посмотреть на себя и свое творчество от третьего лица : что отличает их от других фотографов и в чем, как Вам кажется, Ваша «изюминка»?
— Очень сложно и как-то нескромно оценивать себя и тем более хвалить, это должен делать мой зритель. Я знаю, что я полностью отдаюсь своему делу, вкладываю душу. А о результате должны сказать другие.

БЛИЦ

— Самое счастливое событие в Вашей жизни?
— Рождение дочки.

— Что Вы хотели бы изменить в себе?
— Хотела бы быть более собранной и менее эмоциональной порой.

— Что Вам нравится в себе?
— То, что я сохраняю детство внутри себя, старюсь быть честной и искренней самой с собой и другими.

— Место, где Вы чувствуете себя лучше всего?
— Рядом с близкими и любимыми людьми, а место не так важно.

— С кем из ныне живущих людей Вы бы хотели познакомиться?
— Так сразу сложно и выделить кого-то одного. Думаю, с одним из моих любимых фотографов.

— Страна, в которой Вы не были, но хотели бы побывать?
— Таких очень много! Путешествовать — это вообще одно из самых прекрасных занятий в жизни, я считаю.

— Ваши любимые фотографы?
— Стив Маккари, Анри Картье Брессон, Эллиот Эрвитт.

— Ваши любимые писатели?
— Шмидт, Цвейг.

— Какие качества Вы более всего цените в мужчине?
— Надежность, чувство юмора, внимательность, целеустремленность.

— Каково Ваше любимое занятие?
— Общение с моей семьей, фотосъемка, путешествия!

— Что Вы выберете: чай или цикорий?
— Капучино.

Полезные ссылки

Comments