Who-Is-He: Антон Ломовский

Антон Ломовский: кругосветное плавание, барк "Седов", мыс Горн
Фото: Вадим Штрик. У мыса Горн.
Большинство из нас привыкли путешествовать традиционными для нашего времени маршрутами и способами. Но многих ли, а главное самого себя, можно удивить банальным автобусным туром или дежурным перелётом до египетского побережья? Мы уверены, что нет. Сегодня мы представляем вам интервью с человеком, про которого смело можно сказать — повидал мир. Антон Ломовский — участник кругосветного плавания на паруснике «Седов», продлившегося ровно четырнадцать месяцев. 34 порта, 24 страны, более 47 тысяч морских миль. Нам уже интересно, а вам?

— Расскажите о своём детстве: где оно проходило, какие были тогда увлечения.
— Родился я в Москве, потом определённое количество лет жил в Канаде и Франции, а затем снова в России. Вообще, что такое детство для вас?

— Если говорить формально, то школьный возраст.
— Какой школьный возраст? Пять, десять, пятнадцать лет...

— Начиная с двенадцати лет.
— Это уже подростковый возраст.

— Хорошо, тогда время начальной школы и детского сада.
— В то время я едва ли самостоятельно решал, чем мне заниматься. По большей части родители таскали меня по всяким культурным мероприятиям: выставки, концерты, классическая музыка и так далее. Потом, начиная как раз с двенадцати лет, я усиленно с этим боролся: бегал по двору, где-то лазил, куда-то ходил и не имел никакого отношения к культуре и искусству. Какое-то время путешествовал.

— Получается, что путешествия начались с самого детства?
— Ну в общем-то да, учитывая, что родители увезли меня в совсем раннем возрасте за границу. В пятнадцать лет я начал путешествовать автостопом по Франции, в том же возрасте сам съездил в Италию. Потом были Лондон и Греция. В общем, старался поездить по Европе.
Антон Ломовский: кругосветное плавание, барк "Седов"
Фото: Анатолий Васильев
— С какого времени Вы начали вынашивать в себе идею и желание совершить кругосветное путешествие?
— Когда мне было три года, я хотел работать на паруснике. Так что мысль о путешествии пришла мне в голову не год назад. Я вернулся в Россию после того, как меня не было здесь тринадцать лет, то есть я с большим трудом представлял, что из себя вообще теперь представляет эта страна. Существует огромная группа русских детей, которые уехали из России и не знают её больше совершенно. В какой-то момент я решил, почему бы не вернуться сюда и не посмотреть, что здесь вообще происходит. В частности, мне хотелось поступить в «Макаровку» — бывшую Государственную морскую академию им. адмирала Макарова. Когда-то она считалась лучшей штурманской школой, но сейчас разваливается, как и всё, что связано с государственным образованием в нашей замечательной, любимой России. Если говорить конкретно, то идея о кругосветном плавании пришла ко мне два года назад.
Фото: Антон Ломовский. Стоянка в порту Ушуайа. Огненная Земля. Аргентина.
Фото: Антон Ломовский. На рейде Манилы, Филиппины. 
— Как долго длится подготовка к такому плаванию и много ли пришлось вложить в это сил и средств?
— У кого?

— Непосредственно у человека, который туда собирается, и у всей команды.
— Всё, что вы читали в интернете, если вы вообще интересовались этим вопросом и читали хотя бы одно слово из того, что там было сказано, знайте — это всё полная чушь. Это пропаганда, PR, что хотите. Ни слова правды там нет. Сразу выкиньте всё это из головы. Это мероприятие, которое организовала Россия, это мероприятие, которое организовали российские чиновники, соответственно оно вписывается в ежегодные рейсы, которые осуществляют все российские парусники, только этот рейс немножко больше. Да, это масштабное мероприятие, но я ни в коем случае не участвовал в его организации. Более того, я оказался на нём совершенно случайно. Случайно для них, для организаторов, но не для себя: я потратил ровно год, чтобы там оказаться. Меня послали четыре или пять раз. Я пришёл устраиваться на парусник обычным матросом. Мне было это нужно для практики, то есть ничего заоблачного. Я учусь в Университете, пытаюсь его закончить чёрт знает сколько лет, мне нужна была практика, и этот вариант показался мне наиболее интересным для человека, который хочет работать на парусниках. Одним словом, я пришёл устраиваться на парусник матросом, но мне с моим замечательным французским паспортом сказали, что не судьба. У нас никто законов не знает совершенно и разбираться в них не хочет, поэтому есть такая мысль, что иностранца нанять невозможно, хотя это абсолютная ахинея. В итоге я пришёл в Министерство рыбной промышленности в Москве, ныне Федеральное агентство по рыболовству, и сказал, что дико хочу пойти в кругосветное плавание и готов помогать в каких-то организационных моментах. Видимо, это было связано с какой-то личной симпатией, хорошим впечатлением, которое я смог произвести на единичного человека, но в конце концов мне согласились помочь. Окончательное решение было за ректором Мурманского технического университета, который сказал, а почему бы и нет. Это произошло за два часа до отправления парусника. В плавание, правда, я ушёл не из Петербурга, а уже из Финляндии.
Антон Ломовский: кругосветное плавание, барк "Седов"
Фото: Анатолий Васильев. Работа с курсантами.
— Расскажите подробнее о судне, на котором проходило плавание.
— Парусник называется «Седов». На сегодняшний день это второй самый большой парусник в мире, построен он в 1921 году в Германии и изначально предназначался для перевозки навалочных грузов: угля из Европы в Латинскую Америку, нитратов из Чили в Европу или, например, шерсти из Австралии. Подобных парусников в мире больше не осталось, кроме «Седова» и «Крузенштерна». «Седов» сегодня — это учебное парусное судно, которое находится... в не очень хорошем состоянии, мягко говоря. Россия пребывает в состоянии образовательного упадка, и на «Седове» всё это проявляется очень ярко.
Парусник "Седов" в 20-е годы XX столетия. В то время он ходил в море под названием "Магдалена Виненнен"
— Сколько времени заняло всё плавание от начала и до конца?
— Год и два месяца.

— В чём заключались ваши ежедневные обязанности на корабле?
— На протяжении шести месяцев я работал матросом. Денег я не получал из-за своего паспорта, но был на это согласен и никаких претензий по этому поводу не имею. Потом я работал дублёром, дублёром третьего помощника и дублёром второго помощника, то есть, по сути, выполнял обязанности вахтенного помощника — человека, исполняющего обязанности капитана, в отсутствие последнего на мостике. Дублёром, потому что у меня пока нет диплома.

— Получается, за время плавания вы перешли на более высокий уровень.
— Ну это было ожидаемо. Вообще, те знания, которыми владели матросы в то время, когда был построен «Седов», далеко превышают уровень среднего современного матроса. К нему приближаются только некоторые боцманы — люди, которые на судне по двадцать, по тридцать лет. Так что если хочешь работать на паруснике — нужно знать, как там всё на самом деле устроено, самому всё потрогать и попробовать.
Кругосветное плавание, барк "Седов"
— В каких странах вы останавливались по ходу путешествия?
— Перечислю вкратце. Европа — Норвегия, Финляндия, Франция, Германия. В Германии достаточно много остановок, потому что парусник немецкий и многие из жителей приходят посмотреть на судно в качестве туристов. Из Франции мы дошли до Касабланки, потом перешли через Атлантику, оказавшись в Бразилии — в таком странном месте, как город Ресифи. Дальше у нас был Уругвай, откуда я успел сгонять в Аргентину, Буэнос-Айрос. Потом мы пошли на мыс Горн (показывает кавычки).

— Почему в кавычках?
— Потому что мы не прошли мыс Горн так, как мы должны были его пройти. Есть определённые требования, которые выставляет международная ассоциация мореплавателей, прошедших мыс Горн. Мы ни с одной стороны им не соответствовали: прошли не под парусом и не через мыс Горн. Мы лишь немного на него посмотрели и нырнули в проливы под проводкой чилийских лоцманов. Наверное, для того, чтобы пройти мыс Горн под парусом нужно что-то ещё. После мыса Горн мы дошли до Чили, затем были Перу, Таити, Самоа, Филиппины, Владивосток, Корея, Япония, Сингапур, Маврикий, Южная Африка, Намибия, Сенегал, Канарские острова, Германия и возвращение в Петербург.
— Было ощущение того, что плавание длится очень долго?
— Конечно. Это очень долгое плавание. Никто сейчас не ходит в море так долго. Сейчас стандартный рейс — это четыре месяца. Некоторые ходят два через два. Самое большое — шесть месяцев. Но не четырнадцать.

— Изменило ли вас каким-то образом данное путешествие?
— Не знаю, что изменилось. Всё изменилось или ничего не изменилось? Я остался. Мир большой. Если говорить про внутренний мир каждого из нас, то это — все накопленные нами знания и опыт, которые заполняют всё наше сознание, то, что мы читаем или видим по телевизору —все это очень сумрачные знания. То есть что-то мы об этом знаем, что-то не знаем. Теперь представьте, что всё то, что полностью являлось вашим миром, стало всего лишь одной двадцатой от него. Мир — он не только такой, какой здесь, у нас, он ещё и очень другой. С другими представлениями, с другими правилами поведения, ценностями, цветами, запахами. Например, есть страны, где нет никакой политики и всем на неё наплевать. Есть страны, где никогда не было ни одного террористического акта, и люди вообще не представляют себе, что это такое. Они что-то слышали и видели по телевизору, но лично для них это совершенно дикая и непонятная абстракция, которая совершенно никого не интересует. Есть страны, которые помешаны на патриотизме и национализме, а есть те, которые наоборот гордятся тем, что на их территории проживает большое количество национальностей. Во Французской Полинезии единственный город — это Папеэте, где проживает, если я не ошибаюсь, двадцать тысяч человек. Других городов нет вообще в радиусе нескольких тысяч километров. Поэтому Москва, Нью-Йорк, Париж для этих людей — это сумасшествие какое-то. И когда вы всё это видите, ощущаете и понимаете, то наверное что-то меняется в тебе.
Антон Ломовский: кругосветное плавание, барк "Седов"
Укатка парусов
— Самое приятное и самое неприятное воспоминание, связанное с плаванием?
— Самое приятное — это когда я всё-таки вырвался с «Седова» на Таити и уехал в последнее утро на остров Муреа. Там я пришёл на самое красивое побережье, которое я видел в своей жизни: на нём не было ни души, фантастической красоты пляж, лагуна, идеальная температура. Это было очень хорошо. На секунду я оторвался от той жизни, которая у меня была на «Седове». Самое неприятное — бесконечная озлобленность и постоянное лицемерие на борту.

— Можно сказать, бытовуха.
— Да-да-да. Усталое от жизни пост-советское пространство, в котором курсанты не имеют никакого представления о мире, в котором они живут. Их не интересует ничего, кроме компьютерных игр и тому подобных вещей. Я убеждён, что девяноста процентам людей на корабле эта кругосветка была не нужна. По словам некоторых курсантов, многих из них буквально палками загоняли на «Седов» под угрозой отчисления.
Фото: Антон Ломовский. Остров Маврикий.
Фото:Антон Ломовский. На рейде у Кейптауна, Южная Африка. В ожидании захода в Порт.
— Хотелось бы вам повторить это путешествие?
— На этот вопрос сейчас ответить невозможно. Тем не менее, я не могу представить, что я вернулся в Питер и на этом всё закончится. Я буду продолжать ходить под парусом, но вот в тех же условиях — вряд ли.

— Есть какая-либо ностальгия по морю?
— Нет, конечно. Вы что, смеётесь? На четырнадцать месяцев сходите в море и посмотрите, какая у вас будет ностальгия.

БЛИЦ

— Самое счастливое событие в Вашей жизни?
— Несколько мгновений в июне 2000 года.

— Что Вы хотели бы изменить в себе?
— Я бы хотел иметь силы достигать более высокого уровня мастерства в том, что я делаю.

— Что Вам нравится в себе?
— Способность достигать невозможного.

— Место, где Вы чувствуете себя лучше всего.
— На берегу моря.

— С кем из ныне живущих людей Вы бы хотели познакомиться?
— Не знаю, это очень сложный вопрос.

— Страна, в которой Вы не были, но хотели бы побывать?
— Куба.

— Ваши любимые писатели?
— Хемингуэй, Пруст, Толстой, Оруэлл.

— Какие качества Вы более всего цените в женщине?
— Красоту во всех смыслах этого слова.

— Какое Ваше любимое занятие?
— Путешествовать.
Антон Ломовский: кругосветное плавание, барк "Седов"

Подробнее о кругосветном путешествии 2012-2013 на барке «Седов» вы можете почитать в блоге Антона Ломовского 

Читайте также

Comments